Как меняется потребление населения в кризис

Изменения в структуре расходов по итогам первого квартала 2016 года.

За последние дни сразу несколько организаций опубликовали аналитические исследования о потребительских настроениях россиян по итогам первого квартала 2016 года. Ibusiness собрал получившиеся данные в единую картину, из которой следует, что лишь 5% населения не боятся кризиса, однако потребительский пессимизм так и не достиг минимальных уровней 2008-2009 года.

Изменения в доходах

По данным Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при президенте РФ в I кв. 2016 г. более половины (53%) населения считают, что их материально положение ухудшилось. 80% говорят о том, что их в той или иной степени затронул кризис. При этом авторы отчета говорят, что с начала 2016 года ускорился рост зарплат в номинальном выражении. В реальном выражении падение зарплат по сравнению с прошлым годом ускорилось — 6,7% за январь-февраль 2016 года против 1,9% за тот же период 2015 года.

Также по сравнению с прошлым годом изменилась структура расходов: в сбережения уходит лишь 6,1% доходов (13,1% годом ранее).

Изменения в структуре потребления

В конце марта Сбербанк опубликовал данные о структуре расходов владельцев карт. К примеру, с февраля 2014 года к февралю 2016 доля средств, потраченных на покупку еды, выросла на треть и достигла 30%. Суммарно за месяц владельцы 60,7 миллионов карт потратили около 440 миллиардов рублей, причем женщины потратили на 8% больше, чем мужчины.

В целом, по данным Росстата, индекс потребительских цен за первый квартал 2016 года вырос на 8,4% по сравнению с первым кварталом 2015 года. Больше всего выросли непродовольственные товары (9,7%), меньше всего — продукты питания (6,9%). Для сравнения, по итогам первого квартала 2015 года рост «год к году» составил 16,2%, а для продуктов — 22,4%.

В отчете также приводятся данные по некоторым категориям продуктов: к примеру, цены на подсолнечное масло по итогам первого квартала выросли на 19,7% по сравнению с прошлым годом. Падение зафиксировано для фруктов и овощей (2%), мяса и птицы (0,4%) и сахара (1%)

При этом, по данным РАНХиГС, объемы розничной торговли продолжают снижение второй год подряд. За январь-февраль 2016 года объемы оказались на 11,6% ниже, чем в 2014 году. Также впервые с 2008 года продукты, напитки и табачные изделия стали самой крупной категорией в общем товарообороте — их доля составила 50,1 процент.

Ожидания о дальнейшем состоянии

По итогам первого квартала Росстат также опубликовал индекс потребительской уверенности — это совокупные результаты опроса населения о том, каких изменений они ждут в экономике и в личном материальном положении. В первом квартале индекс составил -30% — это на 4 процента ниже (то есть хуже), чем в конце 2015 года и немного выше (менее, чем на 5%), чем годом ранее. С 2007 года индекс только один раз находился на уровне положительных значений — в третьем квартале 2008 года (около 2%), а минимальное значение занимал в первом квартале 2009 года (около 35%). Таким образом, до «дна» прошлого кризиса еще остается около 5%. Как отмечают в Росстате, снижение индекса потребительской уверенности по итогам квартала обусловлено тем, что снижаются почти все его компоненты — кроме индекса ожидаемых изменений в личном материальном положении (его состояние не изменилось).

По данным РАНХиГС, 15% населения считает, что им придется испытать на себе негативные проявления кризиса — снижение зарплаты, ухудшение уровня жизни и т.д. Таким образом, только 5% людей в исследовании академии не сталкиваются с проявлениями кризиса и не ожидают того, что им придется с ними столкнуться.