Власть — это сила

Материал из Посмотре.ли
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Authority Equals Asskicking, Asskicking Equals Authority. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Ричард Никсон, президент Земли в 3000 году

Власть — это сила — концепция, согласно которой, чем выше в иерархии находится человек (или иное существо), тем сильнее он в прямой схватке. Логическая цепочка незатейлива: если главенство определяется исключительно сравнением силы, то самый главный в такой организации автоматически и сильнейший боец. Но было бы глупо предполагать, что опытный полковник или убелённый сединами генерал, которые сутками сидят в штабе, способны победить в схватке один на один молодого рядового. Организации, где этот троп всё же в силе, зачастую страдают от не самого умного комсостава. А все посты занимаются исключительно через клингонское повышение.

Почему штамп так любят, показали этологи: размер человеческого стада (первобытной формы организации людей) 100−150 человек и ограничен ёмкостью человеческой памяти. Во главе — высокоранговый самец. И свой высокий ранг он доказывает силой и наглостью; к такому тянутся женщины, такого боятся низкоранговые — даже если нет причины бояться. С техническим прогрессом экономически выгоднее стал разум высокоорганизованный, дающий организаторов и специалистов; за тысячелетия общество придумало кучу способов поднять уровень организации (религия, образование) — а «прошивка» человека осталась той же.

Однако для фантастических цивилизаций, в которых уровень развития общества не настолько высок (например, орки из Вархаммера) или в которых элиту общества составляют обладатели сверхспособностей (империя Ситхов и прочие магократии), принцип сохраняет актуальность.

Противотроп: Главный — не значит сильный.

Примеры[править]

Желательно приводить тут примеры тропа в чистом виде. То есть просто высокопоставленный политик/мафиози/тёмный властелин, который может и морду неплохо набить, под пример не подходит. Нужны именно ситуации, где на верхушке пирамиды находится не просто сильный, а безусловно сильнейший индивидуум — и та же иерархия пронизывает всё общество сверху донизу.

Общее[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Громовержец в тех пантеонах, где он главный. Ну вот хотя бы и Зевс, который единственный из олимпийцев вышел против Тифона.

Литература[править]

  • А. Волков, «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» — армия Урфина. Солдаты-дуболомы туповаты, но неуязвимы (кроме огня. Сломать их можно, но легко заменить запчасть), злобны и сильны. Капралы — ещё сильнее и злее, возможно, чуть поумней, да ещё и вооружены саблями вместо дубинок. Генерал Лан Пирот — больше и сильней любого капрала, судя по всему, а вооружён громадной булавой. А что до интеллекта — он первым задумался: почему это не он главный, а этот тщедушный Урфин?
    • Возможно, сыграло роль качество дерева (дубовые головы и сосновые туловища у солдат, красное дерево у капралов, палисандр у генерала) и затраченные на каждого из дуболомов труды — у Лан Пирота даже свой характер имеется…
  • «Ронин» Романа Зотникова и Александра Воробьёва. В обществе Ррадов руководящие посты занимаются посредствам поединка между претендентами (однако допускают к ним не всех: «право на поединок надо заслужить»).
  • «Архимаг» — общество Серой Земли, особенно до захвата её Креолом и последующих реформ. Простолюдины — пыль под ногами правящего класса колдунов, которые жестко проградуированы по силе цветом плащей. Обладатель плаща высшего ранга имеет право убить низшего без объяснения причин, в случае конфликта равных спор принято решать поединком на Арене. Встречаются исключения из правила (высокоранговые колдуны сугубо мирных специализаций), но у них, как правило, имеются могущественные покровители.
  • «Дорога домой» Зыкова — именно этот принцип официально положен в основу политической организации магократических государств: Республики Нолд и монархии Тлантос. В Нолде клингонское повышение является официальным ритуалом смещения Архимага с должности, а в Тлантосе знаки принадлежности к рангам знати являются одновременно и мана-батарейками и гримуарами магов. Маг Тлантоса, получая доступ к новым заклинаниям и большей части резерва амулета, автоматически повышается и в табели о рангах.
  • «Сага о Копье» — на Кринне, как несложно догадаться, данный принцип исповедуют маги Ложи Чёрных Мантий (в отличие от Белых, считающих, что главе Ложи нужны не только способности поединщика, и Алых, предпочитающих полагаться на жеребьёвку).
    • Не совсем верно. Чёрные маги не просто дерутся за титул, между ними проводятся состязания в хитрости и владении магией. Но нередко, действительно, всё превращается в поединок между кандидатами.
  • На Барсуме Берроуза подобный подход в чести у зелёных людей.

Кино[править]

  • «Звёздные войны», расширенная вселенная — именно на этом принципе строилась древняя Империя ситхов. С фитильком: важна не сила, а Сила, которой надо управлять с умом.
  • «Чужие» — иерархия муравейника с Королевой во главе и близкими к ней Преторианцами. Королева, правда, обычно сидит неподвижно, откладывая яйца, но если уж её заставили встать… этот живой танк остановить может только Гидравлическая единица власти. И то не любая, а лишь в руках Элен Рипли.
  • «Хроники Риддика» — у некромонгеров каждый может бросить вызов вышестоящему, дабы продвинутся по иерархической лестнице. Соответственно, чем выше должность — тем сильнее должен быть занимающий её индивид (иначе он на ней долго не продержится).
  • «Эквилибриум» — вице-канцлер Дюпон, настоящий правитель Либрии — мастер ганката, способный на равных драться с лучшим грамматон-клериком страны. С фитильком, поскольку своё положение он занял не благодаря этому.
  • Чудо-женщина (2017) — генерал Людендорф, разумеется! Фактический глава немецкой армии, тыловой стратег, да еще и в возрасте. Но это совершенно не мешает ему довольно долго противостоять сверхсильной амазонке! (Амазонке-ПОЛУБОГИНЕ!)
    • С прикрученным фитильком: Людендорф был под химией. (Надышался загадочного стероидного газа немецкого производства). Однако для 60-летнего тыловика у него все равно хорошая техника рукопашного боя.

Телесериалы[править]

  • «Звёздные врата» — практически все «злодейские» фракции устроены по такому принципу.
    • Гоа’улды и сами по себе не слабые, но их армию составляют модифицированные ими люди — джаффа. Сильнейшими и самыми влиятельными гоа’улдами являются системные лорды. А Анубис их всех может заткнуть за пояс, и у него есть собственная армия суперсолдат — кулл-воины.
    • Орай являются богами религии имени себя. Их армию ведёт Адрия, которой они дали свои знания и способности. Следом идут священнослужители орай — приоры — модифицированные орай люди, получившие часть их способностей. Дальше идут просто верующие.
    • Рейфов возглавляет тот, чьи псионические способности более сильные.
  • «Воин» (2019) — с фитильком, поскольку китайские тонги в Сан-Франциско по понятным причинам обладают властью исключительно в своих кварталах и только над своими, китайскими иммигрантами. Фитилёк и в смысле иерархии: глава тонги в большинстве случаев — умудрённый опытом, старый и матёрый мафиози, способный направить силу своих костоломов в нужном русле. Впрочем, сам он при этом почти наверняка в прошлом также был крутой боец и понюхал порох в Опиумных войнах. Однако в целом подразумевается, что чем круче боец — тем выше его роль в тонге, и самые крутые бойцы будут де-факто ближайшими помощниками и советниками главы (опционально — личными телохранителями).

Мультфильмы[править]

  • «Меч в камне» — бывший рыцарь сэр Рубер демонстрирует троп напрямую: он неимоверно силён (во время ссоры за Круглым столом играючи разбрасывает чуть ли не с десяток рыцарей, а ударом с правой убивает некрупного дракона), и верит в то, что это даёт ему больше прав, чем другим, потому что сильный должен властвовать, а слабый подчиняться. Неудивительно, что после изгнания Рубера в его банде царят именно такие порядки: его разбойники, и даже питомец-грифон подчиняются Руберу, потому что боятся его гнева.
  • «Джастин и рыцари доблести» — похожая картина с сэром Гераклио: некогда один из лучших рыцарей, тот тоже ставит во главу угла физическую силу, боевое мастерство и ратные заслуги, и поэтому был крайне раздосадован, когда королева объявляет о роспуске рыцарства. Настолько, что убил соратника в спонтанной ссоре, бежал и много лет планировал государственный переворот, подпольно готовя целую армию из преступников и мотивируя их примерно теми же методами, что и Рубер чуть выше. Надо сказать, в свои почтенные лета крутизны не утратил нимало, так что мотивировать удавалось.

Мультсериалы[править]

  • Как ни странно, даже такой милый и плюшевый сеттинг, как My Little Pony: Friendship is Magic. Во главе Эквестрии стоят аликорны — сильнейшие маги, способные управлять астрономическими явлениями.
  • Star Wars: Rebels — Гранд-Адмирал Траун. Способен, не особо напрягаясь, держаться в рукопашной против двух боевых имперских дроидов-убийц. При этом гениальный стратег и тактик.
  • Аватар: Легенда об Аанге — именно так, судя по всему, обстоят дела в Стране Огня. Представители местной правящей династии (в частности — Озай, Азула, Зуко и Айро) являются сильнейшими магами огня в во всём мире, сравниться с которыми могут разве что Аватар и Джонг-Джонг.
  • Вольтрон: Легендарный защитникИмперия Галры на этом тропе буквально построена: чем выше офицер в цепочке командования, тем круче его бойцовские навыки (такие мордовороты как командующий Ранвейг и адмирал Сендак не дадут соврать). Более того, даже император галарийцев избирается по результатам эпичного махача между всеми претендентами на трон! При таком подходе не удивительно, что "августейшая персона" может надрать задницу гигантскому роботу вообще без подручных средств.
  • Рэдволл — Клуни Хлыст. Очень показателен момент, когда несколько крыс не могут вытащить повозку из водоёма, а Клуни без проблем делает это в одиночку. К тому же, пока его бойцы частенько страдают синдромом штурмовика, Клуни остаётся отличным бойцом.
    • Таким мог казаться Бадранг - до поединка с Фелдо (если брать физическую силу). Впрочем, многие его подчинённые туповаты (подсвечено самим Бадрангом: "Меня окружают одни идиоты!"), а Бадранг среди них самый умный.

Комиксы[править]

  • DC Comics — иерархия планет-близнецов Апоколипс и Новый Генезис устроена именно так. Опять же — понятно, почему на Апоколипсе правит самый могучий Дарксайд — без подавляющей силы этих отморозков под контролем не удержать. Но почему добрые Новые Боги с Нового Генезиса выстраивают такую же иерархию с Высшим Отцом во главе?
    • Возможно потому, что Дарксайд не будет воспринимать другого правителя всерьёз и попробует напасть на Новый Генезис?
    • Президент Лютор в стильном костюмчике.
  • Манхва Последний бог Кубера. Королем клана сур становится сильнейший вне зависимости от его мнения, репутации и способности править. У людей наибольшим влиянием пользуются сильные маги.
  • Манхва Воспитание короля демонов: остальные демоны слушаться своего короля только потому что самый могущественный демон из них всех, что подмечает его жена богиня

Манга и аниме[править]

Это, можно сказать, одно из святых канонов сёнена, исключения из которых на вес золота.

  • Sailor Moon — Тёмное Королевство. На вершине иерархии — Королева Берилл, под ней — четвёрка генералов, которых она может прикончить одним щелчком пальцев, каждому из генералов служат ещё более слабые юмы. За спиной Берилл, правда, есть ещё более могущественный/ая Металлия, но он(а) пока спит.
  • Guyver: The Bioboosted Armor — корпорация «Кронос», она же позднее — мировое правительство Кронос. Внизу иерархии — рядовые зоаноиды, выше их — гиперзоаноиды, ещё выше — зоалорды, и заправляет всем Верховный зоалорд Арханфер, который любого из подчинённых может одним взглядом скрутить в бараний рог.
  • Bleach — у квинси в Ванденрейхе и у Айзена в Лас Ночес всё было устроено именно так. У Синигами в Обществе душ — с прикрученным фитильком. В вооружённых силах иерархия выстраивалась именно так, но Готей-13 подчинялся Совету сорока шести, члены которого никаких сверхсил не имели.
  • One Piece — Лидерство любой организации, что законной, что нет, на этом стоит. Исключения тут разве что тенрьюбито и Спандам со стороны законников, и Багги со стороны пиратов.
  • Onepunch-Man: подобным образом устроена Ассоциация Монстров. Гёро-Гёро прямо говорит, что если кого-то что-то не устраивает, то недовольные могут оспорить власть Короля, сразившись с ним. Возглавляет Ассоциацию Монстров носитель титула «Короля Монстров» Орочи с уровнём опасности «дракон+»; правая рука Короля / канцлер / главный администратор организации — Гёро-Гёро с уровнем опасности «дракон»; генералы Ассоциации Монстров — 9 монстров уровня «дракон»; также в организации состоят ещё 3 монстра условного уровня «дракон-», т. е. недостаточно сильных, чтобы стать генералами. Лейтенантами условно считаются монстры уровня «демон»; им подчиняется вся шушера уровней «тигр» и «волк». Отдельно стоят монстры вроде Злой Природной Воды и Бродяги-Переростка — силы им не занимать, вот только непонятно, разумны ли они вообще.
  • Kill la kill — иерархия Академии Хоннодзи. Играется двояко: с одной стороны, чем выше ученик по школьной иерархии, тем больше у него живых нитей в форме, и, соответственно, тем он сильнее и менее уязвим. С другой — четвёрка ситэнно стали ситэнно именно за счёт своей крутости (правда, не у всех она выражается именно в силе). Ну а на вершине пирамиды стоит Сацуки — одна из двух человек в мире, способных носить костюм из живых волокон целиком, и при этом способная навешать люлей второму такому человеку, будучи без костюма. Это очень суровая школа, да.
  • «Основатель Тёмного пути» — в идеале глава Ордена заклинателей по совместительству является и сильнейшим (ну или одним из) заклинателей Ордена. По факту бывает по-разному.
    • Очень долгое время троп ярко олицетворял Орден Цишань Вэнь творивший всё что угодно тупо потому МОГ — никто не рисковал связываться с настолько могучей силой. Педаль в пол прожимается во время «обучения» молодых адептов из других Орденов, когда на Вэй Усяня, Цзян Чэна и ещё пару человек (все из которых либо прямые наследники своих кланов, либо входят в число наиболее талантливых молодых адептов) начинает наезжать Ван Линцзяо, как заклинатель практически пустое место, которая достигла своего положения (долгое время она была простой служанкой) забравшись в постель к Вэнь Чжао. И тем не менее, адепты, не понимая, как им реагировать в настолько унизительной ситуации — «смеяться им или плакать» — даже не пытаются ей прекословить (благо она почти сразу от них отваливает сама), понимая, чем всё кончится.
  • Naruto — пятеро кагэ не только главы своих деревень, но ещё и невероятно крутые шиноби. Сэндзю Хаширама и Учиха Мадара, основатели Конохи и лидеры своих кланов, ещё круче.
  • Youjo Senki — бо́льшая часть носителей званий начиная от майора на поле боя здесь являются крайне опасными бойцами и превосходными магами.
    • Единственная причина, по которой Мэри Сью получает повышение по службе — это её боевая доблесть и мощные магические способности, позволяющие противостоять Тане. Деконструкция: так как у неё нет никаких других навыков, полезных в военное время, таких как стратегическое мышление или лидерских способностей, это ей не слишком помогает.

Видеоигры[править]

  • Почти любая игра, где вы играете за лидера. Исключения обычно относятся к тем случаем, когда игровой баланс и механика стаят вам палки в колёса.
  • Также по умолчанию в практически любой игре лидер/командир является самым сильным противником или юнитом.
  • В MMO у клана есть ядро (начальник, друзья, доверенные лица) и периферия (просто игроки), количество периферии зависит от силы ядра, так что глава, зам и дружина гильдии должны быть безусловно сильнее обычниы членов гильдии. Есть тажке гильдии без ядра (спонтанные, из нубов и других игроков, мертвые гильдии) и малые семейные гильдии, где иерархия приносится извне игры.
  • Mortal Kombat — император Шао Кан считается лучшим бойцом Внешнего Мира и является Главным Боссом в целом ряде игр франшизы, а также в одном фильме и сериале. Его преемник Коталь Кан также претендует на подобный статус. Схожая иерархия и у двух кланов ниндзя этой вселенной — Ширай Рю и Лин Куэй. Даже перешагнув полувековой рубеж Хасаши Ханзо и Куай Лян остаются на их вершине и являются лучшими бойцами. Да и бригадный генерал Соня Блэйд (Кейдж) вполне может надрать задницу кому угодно.
    • А до обоих Канов внешнемирским правителем был качок-антропоморфный дракон Онага. Шао Кану пришлось его отравить, что бы стать новым правителем — ибо в честном бою, видимо, ящер бы его «уложил» насмерть…
  • Disgaea — иерарахия демонов во всех мирах именно такая. Правда, геймплейно есть огромный соблазн это подорвать, уж очень желанно в первой части упороться в прокачку маджинов, самураев и ниндзя. Во второй — магических рыцарей, а в пятой — мудрецов.
  • Far Cry Primal — именно по такому принципу стали вождями своих племён Таккар и Улл.
  • Kung Fu Strike: The Warrior's Rise — Ло, будучи Генералом Империи Тянь, всю игру занимается раздачей звездюлей огромному количеству врагов.
    • Финальный босс игры тоже на это способна, ведь она — Императрица указанной Империи.
  • Metal Gearвсе главгады, так или иначе не обделённые политическими амбициями.
  • Saints Row:
    • В первую очередь, сам(а) Босс, который/ая с каждой новой частью конкретно поднимает уровень крутизны, доходя в третьей части до отшвыривания врагов на несколько метров с кулака и неуязвимости ко всему, кроме ближнего боя и взрыва в транспорте.
    • Маэро, лидер клана братков и самый крепкий детина ростом в два метра. Как водится, переоценил себя.
    • Профессор Генки, руководящий шоу своего имени и работающий боссом-бродягой, готовым наградить нехилой суммой Босса, который его одолеет. Что сделать очень и очень непросто.
    • Киллбейн из этой же части, в качестве нового лидера Синдиката. Настоящий великан, которого даже Боссу без оружия не одолеть.
  • Starcraft — Цепь Вознесения у талдаримов построена так, что на вершине иерархии всегда будут самые могущественные протоссы, и так по нисходящей (например, высший посвящённый будет слабее владыки, но сильнее просто посвящённого).
  • Undertale — на первый взгляд, отыграно прямо: глава Королевской гвардии Андайн и король Асгор Дриимур по меркам монстров весьма сильны. Но самыми опасными противниками и финальными боссами игры во всех трёх вариантах прохождения являются совсем другие персонажи, которых поначалу в чрезвычайной мощи и не заподозрить...
  • Серия Langrisser — со стороны врага ярче всего троп представляют Дигос из первой части и Бернхард из второй. Со стороны игрока — Ледин из первой части и Эрвин на нейтральном пути в Der Langrisser. Но вообще примеры тропа, как со светлой, так и с тёмной стороны есть, пожалуй, во всех играх серии.
  • Yakuza — главари тут всегда очень сильные перцы, с которыми разбираться тяжелее, чем с десятками бойцов попроще. Более того, этот принцип распространяется не только на криминальных боссов. В одной только Yakuza 0 теми ещё терминаторами оказываются вражеские бизнесмены и владельцы кабарэ, при том, что один из них выглядит как стереотипный нёрд, а самые главные из них после которых Кирю и Мадзима выучивают четвёртый стиль уже не терминаторы, а супермены.
  • Pathfinder: Kingmaker и Pathfinder: Wrath of the Righteous: протагонист при поддержке кучки спутников является главной ударной силой своего баронства/королевства/крестового похода.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — Император, безусловно, был сильнейшим псайкером и лучшим воином Человечества. Под ним — Примархи, которые ненамного слабее, под каждым из них — Легион ещё более слабых Космодесантников, которые, тем не менее, значительно превосходят простых смертных.
    • В большинстве (но не во всех) орденов Космодесанта Магистр является и сильнейшим воином, а верховные библиарии и капелланы с капитанами рот не сильно отстают. Впрочем, от командиров Космодесанта обычно требуется выдающийся ум, но чаще всего до высокого звания доживают (и долго живут на своей должности) сильнейшие из умных, а просто сильнейшие становятся чемпионами, ветеранами и почётными стражами. К тому же у высокопоставленных десантников есть доступ к намного более крутому снаряжению, чем у рядовых, да и опыта у них намного больше.
    • Та же иерархия наблюдается и в Хаосе — на вершине пищевой пирамиды Боги Хаоса, под ними — Великие Демоны, ещё ниже — рядовые демоны… Если брать банды людей-хаоситов, там тоже часто главным оказывается лучший боец, особенно у кхорнитов.
    • Тёмные Эльдары, естественно! Любой, кто в Коммораге пробился во власть, по умолчанию и боец отменный и мозги у него на все двести процентов работают. Иначе зарезали бы сто раз на пути к вершине.
    • Ну и Космические Орки, само собой. У них это вообще физиологическое — чем больше морд товарищей успешно набьёт Орк, тем крупнее он вырастает, а чем крупнее орк, тем почётнее набить ему морду. Чтобы орки хоть как-то могли воевать с другими расами, иногда включается вторичный механизм, и орк ощутимо помельче текущего босса переходит в режим подчинения ему.

Прочее[править]

  • «Трансформеры» — как ни странно, обе фракции. То, что у десептиконов правит самый сильный Мегатрон, а потом Гальватрон, вполне естественно — они обожают силу. У «миролюбивых» автоботов вождём же является Оптимус Прайм — в первую очередь замечательный полководец и оратор, а только во вторую сильнейший боец. Но среди остальных автоботов авторитет всё-таки не определяется мордобоем.
    • Что характерно, ставший гораздо сильнее, но бешеный и недальновидный Гальватрон перестал пользоваться былым авторитетом. От него отвернулся даже Саундвейв.