Арест губернатора Гайзера: криминал или политика?

Вячеслав Гайзер в суде

Автор фото, RIA Novosti

Подпись к фото, Вячеслав Гайзер арестован на два месяца

Басманный суд Москвы арестовал главу республики Коми Вячеслава Гайзера и еще 14 человек в связи с расследованием дела об организации преступного сообщества и мошенничестве.

Расследование ведет Следственный комитет России. Гайзер арестован на срок до 18 ноября.

Еще одного фигуранта поместили под домашний арест. Всего по уголовному делу проходит 19 человек. Среди арестованных, помимо Вячеслава Гайзера, его заместитель Алексей Чернов, а также заместитель председателя правительства Коми Константин Ромаданов.

Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин заявил, что целью преступного сообщества являлось завладение государственным имуществом преступным путем.

По словам Маркина, деятельность этого преступного сообщества носила масштабный, международный характер, оно было законспирировано и имело систему защиты от органов правосудия.

Адвокат Гайзера Олег Лисаев заявил, что обжалует постановление об аресте в связи с состоянием здоровья его подзащитного в Мосгорсуде.

За последний год это не первый случай уголовного преследования российских губернаторов.

Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

9 сентября 2014 года был отправлен в отставку губернатор Брянской области Николай Денин, в мае 2015 года его обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями.

4 марта 2015 года был задержан губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин. Ему предъявлены два обвинения в получении взяток в особо крупном размере.

Би-би-си спросила российских экспертов, есть ли у уголовных дел против губернаторов какая-то общая политическая подоплека, или это просто серия уголовных расследований.

Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета

Общеполитическая подоплека тут конечно конечно есть. Региональной элите, скажем так, сужают степени свободы.

Во время ареста сахалинского губернатора Хорошавина региональной элите показали, что неприкасаемых нет, и даже действующего губернатора можно арестовывать.

Но тогда это был точечный арест. Сначала арестовали губернатора, а затем начали "чистить" его команду. И многие уходили "по-хорошему" - по собственному желанию.

Сейчас же арестовали сразу 15 человек, причем не только чиновников, но и предпринимателей.

Дмитрий Медведев и Вячеслав Гайзер

Автор фото, AP

Подпись к фото, Политологи говорят об отсутствии у Вячеслава Гайзера поддержки на федеральном уровне или слишком слабом "покровителе", который не смог уберечь губернатора

Федеральная власть поняла, что нынешний кризис - всерьез и надолго, и, если не умерить аппетиты, то бюджету придется туго.

На этот сигнал губернаторский корпус должен реагировать. Губернаторский корпус должен вести себя скромнее, менее свободно в обращении с бюджетными средствами в широком смысле этого слова - не только с деньгами, но и с активами и всем прочим.

Губернаторский корпус в то же время начинает глухо бурчать в связи с тем, что федеральный центр перекладывает все больше социальных обязательств на регионы, а денег дает все меньше.

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы

С одной стороны, тут есть, очевидно, какая-то объективная фактура, собранная правоохранительными органами.

Но есть риск в том, чтобы быть губернатором в богатом ресурсами регионе, при этом не имея должной федеральной поддержки. То, что мы называем "моделью Политбюро 2.0".

Но за ним не то, что член Политбюро, даже кандидат в члены Политбюро не стоял. Посмотрим, кого теперь назначат исполняющим обязанности.

Нет, не то, что бы кому-то понадобилось поставить своего человека в регион и убрали Гайзера. Я думаю, что, скорее правоохранительные органы накопали фактуру, а заступиться за Гайзера было некому - соответствующего покровителя на федеральном уровне нет.

А теперь уже, когда его убрали, кто-то серьезный должен будет поставить своего человека.

Валерий Черницын, редактор сайта "Красное знамя" (Сыктывкар)

Об этом [некоторых фактах из тех, что легли в основу обвинения против Вячеслава Гайзера] наша газета "Красное знамя" много писала. Я думаю, что всем понятно, что где-то в каком-то месте, близком к центру принятия решений, а, может, и в нем самом, лежит много-много папочек. По числу регионов.

Я не исключаю, что 85 папок лежат до поры до времени. Если будет нужно, то папочка будет вынута. В этом году уже вынута вторая. Она поражает своей толщиной.

В Сыктывкаре никакого предчувствия не было, это была шоковая новость. Она здесь всех потрясла. Понимаете, есть такой эффект - вроде бы все все знают, все обо всем догадываются. Мы [сайт "Красное знамя"], в частности, писали.

Но погружаются все в такую дрему - мол, да, но раз нет никакой реакции прокуратуры и Следственного комитета, значит так оно и есть, так тому и быть.

Фактически сейчас республика осталась без управления.

Формально здесь есть такая фигура как председатель правительства [Владимир Тукмаков - министр финансов и председатель правительства Республики Коми].

Но он финансист, довольно скромный человек, игравший роль скорее бухгалтера или завхоза, нежели реального премьер-министра. По факту он не являлся реальным руководителем и распорядителем средств.