Несмотря на могущество Адуптус Астратес, Космических десантников, не они составляют основу силы Империи. Их слишком мало, всего около миллиона на всю Империю, которая как известно состоит из миллиарда миров. Основу военного могущества императора составляет Имперская Гвардия. Все человеческие планеты на ряду с налогами, которые взимает Администратум в пользу Империи, обязаны также заботится о защите своих планет. Империя слишком велика для того чтобы помогать каждой планете в самых далеких уголках галактике, и поэтому имперская доктрина обязывает планетарных лордов создавать свои собственные боевые подразделения, которые и именуются Имперской Гвардией. Имперская гвардия набирается из жителей самой планеты и чаще всего ее подразделения, или как принято говорить реджименты, проходят весь срок своей службы на родном мире. Даже далекая аграрная планета на за страхована от опасностей галактики в 40000 году. Многочисленные банды орочьих и эльдарских пиратов, тиранидские флоты, и все виды отщепенцев человеческой цивилизации угрожают планетам извне. Но и внутренних врагов всегда много: культисты хаоса, генестилеры и мятежники ждут момента для того чтобы нанести свой удар. Так что еще ни один реджимент Имперской Гвардии долго стоял без дела долго.
Крупные и густонаселенные планеты Империи, такие как планеты-ульи или столичные планеты секторов, обязаны также оказывать военную помощь менее сильным планетам. Такие планеты набирают реджименты для всей империи. Каждый собранный на планете реджимент получает свой номер, например Седьмой Катачанский. Некоторые крупные и древние планеты ведут счет собранным ими реджиментам уже на тысячи, а некоторые даже на десятки тысяч. В те дни когда на империю надвигается глобальная угроза, которая требует мобилизации всех военных ресурсов человечества, многие реджименты отправляются служить на далекие миры, часто за тысячи световых лет от дома. Также тогда когда Империя собирает свои силы в завоевательный поход, для того чтобы освежить слыву Великого Крестового похода в умах врагов человечества, многие планеты также отправляют своих защитников на службу Императору. Когда реджимент несет слишком большие потери в боях, и более не может выполнять свои задачи, его посылают на перегруппировку назад, домой. Ветераны становятся офицерами, на планете набирают новых рекрутов, и реджимент, сохранив свой номер и традиции снова отправляется на войну. Для многих планет набор имперской Гвардии становился самой главной статьей их дохода. Такой планетой например является Катачан, самый известный в галактике мир смерти. Флора и фауна на нем столь враждебна человеку, что только самые сильные и живучие могут выжить в лесах этого мира. Кроме того жизнь там осложняется тем что на Катачане гравитация почти в два раза выше чем на Земле. Такому миру практически нечего предоставить Администратуму в качестве налога, поэтому с давних пор жители Катачана платят имперские налоги верной службой в подразделениях райнджеров. Самые смертоносные джунгли, самые густые леса и зловонные болота, самые смертоносные боевые формы тиранидов не страшны тем, кто с детства привык жить в вечной войне с природой своего родного мира. Катачанский лесные дьяволы широко известны всей галактике.
Не менее часто встречаются в рядах имперских воинов и Ледяные Воины Валгаллы. Валгалла расположена так далеко от своего солнца что поверхность земли на планете всегда сковывает корка льда. Люди там живут только за счет заводов по производству искусственной пищи, так как вырастить что то в мире вечной зимы просто нереально. В далекие времена, в Эпоху Раздора, Валгалла подверглась нападению огромной массы орков, и эта война едва не поставила планету на грань смерти. Но валгаллиты выжили и с тех пор имеют славу яростных и стойких воинов.
Символом стойкости и твердости духа в Имперской Гвардии является имя Железной Гвардии Мордии. Суровая муштра и дисциплина в рядах этих реджиментов стала притчей. Но также легендарным стало и то упорство и хладнокровье с которым мордианцы ведут войну. Не редки случаи когда самые безнадежные атаки и самые беспросветные осады выигрывались чистым упорством мордианских реджиментов.
Если имперские люди являются теми камнями из которых складывается стена на пути врагов империи, то цементом в этой стене несомненно является Комиссариат. При Администратуме на многих планетах Империи находится Школа Прогеника, интернат для детей имперских служащих, которые остались сиротами. Девочки, которые учатся в Школе чаще всего становятся членами Адептус Сароритас, военного крыла Эклезиархии, а мальчики после Школы поступают в военные коледжи, для того чтобы в будущем, пройдя обучение и практику в войсках стать комиссарами.
За спиной каждого имперского командира, в башне каждого командного танка, на мостике каждого имперского корабля всегда есть комиссар. Называемые также политическими офицерами, они следят за тем чтобы порча и коррупция хаоса не проникла в рады тех людей, которым доверено с оружием в руках защищать Империю. И если имперский офицер проявил себя трусом, показал свою некомпетентность в бою, или, что еще хуже оказался мерзким агентом Хаоса или инопланетян, то долгом комиссара является казнить предателя и труса и принять командование на себя в критический момент боя. Комиссаров никто не любит, ведь очень трудно смотреть в глаза тому человеку, чьим долгом может стать твоя смерть.
Той же стальной арматурой что пронизывает всю стену Имперской Гвардии являются бронетанковые войска. Там где космические десантники полагаются на свою силу и крепость своих доспехов, Имперская гвардия полагается на прочность брони своих танков. Ни одна военная организация Империи не имеет в своих арсеналах столь много столь разнообразных танков и боевых машин.