Современная техника позволяет творить чудеса на сцене — генераторы, компрессоры, стробоскопы, поворотные круги, кулисные машины, новейшее световое оборудование, специальные занавесы и прочие суперсовременные, как говорят технари, «приблуды» дают широкий простор для фантазии постановщиков. На сцене
молодий театр афіша актеры не только играют, танцуют, поют, но и летают, таинственно исчезают и появляются, купаются в настоящей воде…
Впрочем, стремление к эффектному и пышному оформлению спектакля в театре живет испокон веков. Еще в античные времена греки изобрели полетное устройство «Бог с машины», а уж в театре XVII века точно знали как достоверно показать призраки, как можно превратить человека в гору и наоборот, как изобразить морских чудищ, извергающих из себя фонтаны воды, ну а такие легкие сценические задачи — радуга, утренняя заря, ветер, гром, молния — были тривиальными…
К услугам итальянских машинистов сцены того времени были толстые кошельки вельмож (ах, где те вельможи…), поэтому они могли решить любую постановочную задачу. Так историки рассказывают о спектакле, в котором по ходу действия появлялся призрак женщины, окруженный стражей. Призрак в развевающемся на ветру легком платье взмахивал руками и превращался в роскошный дворец. Стража наставляла на него алебарды, и они вмиг становились фонтанами, каскадами и деревьями, которые образовали сад перед дворцом. Пошли бы вы эту чушь смотреть? А в XVII веке такие фантазии на сцене пользовались большой популярностью. Зрители были не только наивными, но и свято верили в условность театра. Декорации, изображающие ад, удивительно напоминают дворец, в котором дается представление? Ерунда! Историческая достоверность отступает перед красотой костюма? Сущий пустяк! И в опере Монтеверди древнегреческий Орфей носит доспехи и шлем с султаном из века XVII (историки пришли бы в ужас!), а в руках держит не лиру, а виолу со смычком — инструмент хорошо знакомым пришедшей на спектакль публике.
Впрочем, два столетия спустя такие «номера» уже не проходили. Театр XIX века к техническим приемам прибегает уже для того, чтобы создать иллюзию действительности. Зрители захотели увидеть на сцене правду жизни. Человечество повзрослело…